`Архипелаг ГУЛАГ` - бессмертное произведение А. Солженицына
sadržaj
Писатель Александр Солженицын был одним из тех, кто познакомился с суровой пятьдесят восьмой статьей. К обвинению в «контре» его привели письма, которые он слал с фронта своим друзьям и родственникам. В них нередко присутствовала скрытая критика Сталина, которого А. С. называл «паханом». Естественно, что цензура такие письма не могла пропустить. Более того, она всерьез ими заинтересовалась. Советская контрразведка арестовала вольнодумца. В итоге он потерял чин капитана, получил 8 лет исправительных работ без права на возвращение из ссылки. Именно он решил приоткрыть завесу над частью сталинской карательной системы, написав бессмертную книгу «Архипелаг ГУЛАГ». Разберемся, в чем смысл ее названия и каково содержание.
Архипелаг ГУЛАГ - это система, которая связывала между собой тысячи пенитенциарных советских заведений. Немалая, а по некоторым данным, большая часть узников этого огромного карательного монстра - политзаключенные. Как писал сам Солженицын, многие из них еще на этапе ареста лелеяли тщетную мечту о том, что их дело будет внимательно рассмотрено, и с них обвинение будет снято. И в сбыточность таких представлений они с трудом верили, уже попавши в места не столь отдаленные. «Политические аресты отличались тем, что брались люди невиновные и не могущие сопротивляться»,- отмечал Солженицын. Автор описал несколько самых крупных потоков узников: жертвы раскулачивания (1929-1930), пострадавшие от репрессий 1937 года, а также те, кто был в немецком плену (1944-1946). Архипелаг ГУЛАГ гостеприимно распахивал свои ворота перед зажиточными крестьянами, священниками и вообще верующими людьми, интеллигенцией, профессурой. О несправедливости сталинской карательной машины говорит лишь сам факт существования планов по общему количеству заключенных (которые чаще всего выражались в круглых числах). Их, естественно, «энкаведисты» рьяно перевыполняли.
Пытки
Немалая часть книги Солженицына посвящена такому вопросу: почему арестованные практически всегда в те страшные годы подписывали «признанки», даже если их вины не существовало? Ответ поистине не оставит читателя равнодушным. Автор перечисляет бесчеловечные пытки, которые использовали в «органах». Список невероятно широкий – от простого убеждения в беседе до нанесения травм гениталиям. Здесь же можно упомянуть и лишение сна на несколько суток, выбивание зубов, пытки огнем&hellip- Автор, осознавая всю сущность адской сталинской машины, просит читателя не судить тех, кто, не вынеся истязаний, соглашались со всем, что им инкриминировали. Но было и кое-что похлеще самооговоров. Всю оставшуюся жизнь мучились угрызениями совести те, кто, не выдержав, оклеветал своих лучших друзей или родных людей. В то же время находились и весьма мужественные личности, которые ничего не подписывали.
Власть и влияние «энкаведистов»
Работники органов зачастую были настоящими карьеристами. Статистика «раскрываемости преступлений» сулила им новые чины, повышенную зарплату. Пользуясь своей властью, чекисты нередко позволяли себе забирать понравившиеся квартиры и приглянувшихся женщин. Работники «органов безопасности» могли легко убирать с дороги своих врагов. Но и они сами были вовлечены в опасную игру. Никто из них не был застрахован от обвинений в предательстве, вредительстве, шпионаже. Описывая эту систему, Солженицын мечтал о настоящем, справедливом суде.
Жизнь в тюрьме
Автор книги «Архипелаг ГУЛАГ» рассказал обо всех превратностях заключения. В каждой камере должен был находиться стукач. Однако зэки быстро учились различать таких людей. Указанное обстоятельство приводило к скрытности обитателей камер. Весь рацион заключенных - баланда, черный хлеб и кипяток. Из удовольствий и мелких радостей были шахматы, прогулка, чтение книг. Книга Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ» раскрывает перед читателем особенности всех категорий заключенных – от «кулаков» до «блатных». Здесь же описаны отношения между сокамерниками, порой непростые.
Впрочем, не только о жизни в тюрьме писал Солженицын. «Архипелаг ГУЛАГ» - это также и произведение, в котором излагается история законодательства РСФСР. Автор последовательно сравнил систему советской юстиции и правосудия с ребенком, когда она была еще неразвита (1917-1918)- с юношей (1919-1921) и со зрелым человеком, при этом выкладывая массу интересных подробностей.
- Группа `Фабрика`: сквозь тернии к звездам
- Спасательный круг не спас Игоря Талькова
- В помощь школьнику: краткое содержание и анализ `Матренин двор` А. И. Солженицына
- Группа `Дилижанс` - Ленинград или Борисоглебск?
- Повесть `Портрет` (Гоголь). Краткое содержание и анализ произведения
- Яркая биография Андрея Миронова
- `Первое правило волшебника`: читать или смотреть?
- Прощальные письма любимому мужчине: зачем они нужны?
- Вечный мужской вопрос: `Как сказать девушке, что я ее люблю?`
- Слова благодарности друзьям и близким людям
- `Лада Гранта` или `Приора`? Что лучше для отечественного…
- Н.Г. Чернышевский, `Что делать?`: анализ романа
- Оноре де Бальзак: произведения и жизнь великого писателя
- Вспоминаем классику. В.М.Шукшин: `Чудик`, краткое содержание
- Писатель Сорокин: мэтр концептуализма
- Поэма А. Т. Твардовского `По праву памяти`. `По праву памяти`:…
- `Один день Ивана Денисовича`: краткое содержание. `Один день Ивана…
- Современный поэт в 21 веке. Какой он?
- Писатель Виктор Некрасов. Биография и творчество
- Как открыть консоль в `КС ГО` - пути решения
- Александр Гамов - политический обозреватель