Буйничское поле - мемориальный комплекс. Оборона Могилёва
Советский Союз, можно сказать, вступил во Вторую мировую войну, мягко говоря, неудачно. Наступающие немецкие силы буквально сметали вялое, слабо организованное сопротивление на своем пути. Сокрушительный удар пришелся на БССР: история Белоруссии начала пополняться трагическими страницами с первых же дней войны.
sadržaj
Паническое организованное отступление
Сейчас получила распространение идея, будто СССР готовился сам напасть на фашистскую Германию. В некоторых кругах она вызывает определенный скепсис: все-таки после объявления войны Красная Армия проявила очень слабую боеспособность. Что говорить, если через неделю после начала боевых действий неприятель уже взял Минск?
Обстоятельства захвата столицы республики не делают чести советским стратегам: в течение короткого времени попали в окружение и были разбиты 23 дивизии Западного фронта. В плену оказалось 324 тысячи человек, и еще более 300 тысяч погибли: история Белоруссии доселе не знала столь грандиозного поражения.
Устрашение для поднятия боевого духа
Товарищ Сталин отреагировал на произошедшее в свойственной ему манере, заявив на заседании Политбюро о загубленном (если выражаться цензурно) ленинском наследстве. А уже 22 июля командующий Западным фронтом Павлов и еще шесть генералов, причастных к обороне столицы Белоруссии, были арестованы и расстреляны за измену Родине. Генерал-майор Копец предпочел не дожидаться неминуемой ужасной участи и застрелился сам, узнав о потерях, понесенных авиацией в первый же день войны.
Подобные меры не слишком помогли делу. После крайне болезненного поражения Красная Армия была деморализована, не способна оказать качественное сопротивление. Фашисты практически беспрепятственно продвигались вглубь страны, сдача Могилева казалась неизбежной.
Готовность к обороне
Подготовка к защите города велась лихорадочно. 5 июля генерал Бакунин принял командование 61-м корпусом, в задачи которого входила оборона Могилева. В этот же день дивизии корпуса приняли участие в боях.
В самом городе формировались отряды народного ополчения. 10 июля они уже насчитывали около 12 тысяч человек. В течение считанных дней была проделана огромная работа: вырыт противотанковый ров, сооружены дзоты и блиндажи, выкопана целая система окопов.
О слабом снабжении свидетельствуют воспоминания непосредственных участников событий. Так, полковник Воеводин вспоминал, что вооружить ополчение было задачей сверхсложной. Военные склады, по всей видимости, ломились настолько, что добровольческим соединениям приходилось отправляться на места боев и собирать трофейное (в основном немецкое) оружие.
Свои рубежи ополченцы удерживали, пока было возможно, титаническими усилиями защищая родную землю: оборона Могилева продержалась 23 дня и закончилась поражением, но чудеса героизма, проявленные защитниками города, не были напрасными. Каждая минута отчаянного сопротивления играла против немцев: огромная страна получала отсрочку для мобилизации сил.
Народный подвиг
Наступление на Могилев немцы начали 12 июля, избрав свою излюбленную тактику «клещей». С северной стороны город удалось обойти относительно легко: 53-я стрелковая дивизия, попавшая под основной удар, была разбита наголову, связь с ее командованием прервалась. Но на другом направлении фашистов ждал неприятный сюрприз: тут их подстерегала героическая 172-я дивизия под командованием генерал-майора Романова.
На Буйничском поле (неподалеку находится деревня Буйничи) бой принял 388-й стрелковый полк полковника Кутепова. Личность этого командира стала легендарной. Это был военный, что называется, от бога: талантливый, мужественный, грамотный человек, не боящийся брать на себя ответственность.
Страшное сражение продолжалось 14 часов, потери с обеих сторон были огромные. Из 70 немецких танков, брошенных на прорыв, советским воинам удалось уничтожить 39. Участники событий позже вспоминали, что артиллерийская поддержка была недостаточна, снабжение, особенно в отношении боеприпасов - неудовлетворительным (да и откуда, если уже с середины июля оно осуществлялось только с воздуха, а там в 1941 году безраздельно царило люфтваффе). Но пусть бутылки с зажигательной смесью и не должны являться оружием регулярной, хорошо вооруженной армии, прекрасно оснащенным фашистам пришлось отступиться.
На следующий день, 13 июля, 3-я танковая дивизия противника совершила еще одну попытку прорваться к городу, но снова потерпела неудачу. В этот раз бой продолжался 10 часов. 172-я дивизия до 22 июля удерживала Буйничское поле (в Могилеве в это время уже начинались уличные бои).
Неврученные немецкие награды
Сопротивление советских войск стало неприятной неожиданностью для немцев, которые посчитали необходимым скрывать от своего дорогого фюрера горькую правду. В ставку доложили об одержанной еще в начале месяца локальной победе, и это стало причиной нескольких курьезов. Когда Буйничское поле содрогалось от взрывов снарядов, а Могилев еще контролировали советские войска, один немецкий военный чин, собравшись покутить в городе, который полагал давно взятым, явился прямиком в местный штаб Красной Армии.
В такую же историю вляпались фашисты, которые тремя автомобилями везли награды «За взятие Москвы» - Гитлер на полном серьезе полагал, что это знаменательное событие не за горами (можно ли его винить при столь слабой осведомленности). Неврученные медали до сих пор существуют, их счастливым обладателем стал Могилевский областной музей.
Вечная память
Надо заметить, что Буйничское поле не раз становилось свидетелем тому, как люди увлеченно убивают друг друга. Еще в 1595 году тут произошла кровопролитная битва между силами крестьянских повстанцев под предводительством Северина Наливайко и войсками Литовского княжества. Бунтарям победить не довелось (уж слишком неравны были силы), но удалось скрыться. В 1812 году русские сразились тут с наполеоновской армией. Во время ВОВ Буйничское поле снова вдоволь пропиталось кровью.
9 мая 1995 года на месте, где ожесточенно сражались советские воины, открылся мемориальный комплекс, спроектированный архитекторами Чаленко и Барановским.
Мемориальный комплекс
Он занимает более 20 гектаров и начинается входом, оформленным изящной аркадой. От него по одной из четырех аллей можно дойти до центральной части композиции – часовни, в которой захоронены останки погибших защитников города. Их имена (те, что известны) высечены на мраморных плитах, размещенных вдоль стен помещения.
На территории комплекса есть небольшой искусственный пруд, который называется озером Слез. Это символическая дань уважения слезам и горю матерей, детей которых отняла война. Неподалеку от часовни расположен также музей военной техники, некоторые экспонаты которого являются уникальными.
Памятник поэту
Одна из аллей, расходящихся от центра комплекса, посвящена Константину Симонову, автору многих знаменитых произведений (в частности, «Жди меня»). Тут водружен камень с памятной надписью, над Буйничским полем развеян прах поэта после его смерти.
Симонов действительно стал очевидцем жарких боев: он находился возле Могилева 13-14 июля и лично знал полковника Кутепова, душевные и профессиональные качества которого оценивал очень высоко. В годы войны Симонов служил военным корреспондентом «Известий», и битва на Буйничском поле была его первым боевым опытом, глубоко врезавшимся в сердце.
Героизм защитников города произвел на Константина Михайловича столь глубокое впечатление, что он даже хлопотал о присвоении Могилеву звания города-героя, неоднократно приезжал, встречался с участниками событий.
«Да, мы живем, не забывая»
Заметка Симонова «Горячий день» была опубликована в «Известиях» 20 июля. До падения Могилева, именуемого в целях секретности городом Д, оставалось восемь дней, но мужество, с которым советские войска защищали занятые рубежи, стало хорошим стимулом для укрепления боевого духа Красной Армии. Впоследствии Могилев даже называли отцом Сталинграда, а Буйничское поле навсегда стало символом мужества, несломленной воли, стремления защитить родную землю от врага.
В военном отношении героизм защитников города тоже не пропал даром: их усилия послужили сдерживающим фактором для захватчиков, потерявших здесь драгоценное время, которое было на вес золота для обеих сторон.
Мемориальный комплекс «Буйничское поле» – посещаемое место. Белорусы, вообще, относятся к своей истории очень бережно: ухаживают за памятниками павшим воинам, даже находящимися в глухих деревнях, проявляя уважение к подвигу тех, кто пожертвовал собой ради жизни следующих поколений.
- Высадка в Нормандии - день Д
- Крупнейшие танковые сражения Второй мировой войны
- Танковое сражение под Прохоровкой - легенда победителей
- Вторая мировая война: танки как основной элемент вооружения
- Лучшие стратегии про Вторую мировую войну
- Оборона Севастополя 1941-1942 гг. Город-герой Севастополь
- Битвы Великой Отечественной войны. Основные битвы, операции и сражения Великой Отечественной войны
- 1941: Оборона Москвы, первый этап
- Русско-Японская война 1945 года: причины и последствия
- Панфиловцы. Подвиг героев-панфиловцев в годы Великой Отечественной войны
- Освобождение Праги советскими войсками. Освобождение Праги от фашистов
- Великая Отечественная война: этапы, сражения
- 2 Украинский фронт: боевой путь, хроника боевых действий
- Битва при Балатоне: `Весеннее пробуждение`
- 3 Украинский фронт: боевой путь. 3-й Украинский фронт: состав
- Освобождение Белоруссии (1944 год). Великая Отечественная война
- Медаль `За взятие Вены`. Битва при Вене
- Великая Отечественная война 1941-1945: краткое содержание. Подвиг советского народа в борьбе с…
- Медаль `За оборону Кавказа`. Боевые награды СССР
- Медаль `За освобождение Варшавы`. Медали Великой Отечественной войны за…
- Героическая оборона Киева (1941), кратко